Авраам Покой снова зажигает:
Один из самых наболевших у современника вопросов звучит так: почему книжки, музыка и фильмы в последние годы стали такими скучными и предсказуемыми? Ответ очевиден: именно скучная культура востребована сегодня изнывающими от скуки массами современников. Несмотря на явную парадоксальность, никакого противоречия тут нет. И об этом стоит рассказать подробнее – поскольку такой невинный с виду симптом, как скучность масс-культа, скрывает куда более серьезное заболевание. Начнем с того, что сегодняшний средний покупатель новой книжки и посетитель кинотеатра есть веслоногий офисный рачок большого города, чья жизнеобеспечивающая функция – рассказывать телефону о предлагаемых компанией позициях. Это занятие, сопровождаемое
выращиванием воображаемого огорода и стрельбой птицами по свиньям,
несколько похоже на конвейер столетней давности – но, в отличие от
конвейера, на нем ничего не производится. Вернее, основной чушкой,
подвергаемой постоянной фрезеровке в ходе этого занятия, является сам
офисный современник. Он ведь уже давно не винтик механизма,
производящего нечто. Стать винтиком и превратиться в Давателя
Конкретного Результата – его большая и светлая мечта. О мастерах,
которые спрыгнули с оклада и работают за процент, в его биоте
рассказывают легенды с придыханием. В реальности же он – бубнящий и
выбегающий курить предмет обстановки. В случае чего он загоняется и
сдается в аренду оптом — вместе с массой других телефонных обезьянок.
Госту подвергаются даже произносимые им слова и их порядок. Говоря откровенно, этот тип современника и существует-то главным образом потому, что экономический процесс сегодня принято упаковывать в бубнеж т.н. менеджеров по размещению заказов. Вследствие рода
деятельности его духовный мир – не похож на духовный мир какого-нибудь
гофманского конторщика двухсотлетней давности. Как ни странно,
современный конторщик не бежит от реальности в сверкающие миры.
Применительно к нему глупо говорить о каком-либо эскапизме. Напротив,
дух его, в реальности не живущего вообще, – мечтает сбежать назад, из
своего искусственного пространства, и из телефонирующей стандартной
чушки превратиться в настоящего человека. Достаточно взглянуть на то, как увлеченно рассекает он каждый день виртуальные заросли на потном мустанге, стремясь на бой во имя великой справедливости – и станет ясно: он мечтает быть человеком. Он хочет броситься в бурные воды жизни, трудиться до седьмого пота, воевать и умирать за что-нибудь серьезное, хочет стоять в полный рост посреди мира и взвалить на себя ответственность за его судьбы. Трагизм его положения, однако, заключен в том, что при этом он физически остается веслоногим клерком – запуганным пятящимся существом с глазами на стебельках, у которого от самой мысли о рискованной ответственности начинает болеть голова. В итоге, чтобы его не разорвало изнутри диалектическим противоречием – измученный тоской по реальности современник интуитивно, но в массовом порядке набредает на компромиссную идеологию. Её мы можем смело назвать «Часиксуализмом» (от словосочетания «Час Икс»). Суть этой идеи, коротко говоря, в следующем. Однажды – внезапно - грянет гром. Блеснет молния. И часиксуалист поймет, что его Время Настало. Офисные рачки ударятся оземь - и из возникших на их месте зеленых облачков выйдут суровые каратели в брезентовых куртках. Редакционные бездельники обернутся железными конармейцами. Завскладами превратятся в отряды самообороны – и вместе они отстроят заново тот рухнувший мир, в котором их десятилетиями заставляли жалко влачить. Тот факт, что этот мир вот-вот рухнет, отметим – в рамках часиксуализма не подлежит сомнению: видите, как мир кренится? Упал очередной самолет, убита студентка, мать с детьми выгнана на улицу. Это же явно первые ласточки, первые раскаты, первые звоночки. Пора затаиться и выждать. Спасать мировое здание, пока оно в таком опасном наклоне, разумется, бессмысленно. Надо дождаться, когда оно рухнет – и тогда увидите, как здорово мы заново построим его из спасенных кирпичей. Таким образом часиксуалист убивает дуплетом оба проклятых вопроса – «тварь я дрожащая или право имею» и «быть или не быть». Он отвечает им решительное «Имею! Быть! Но не сейчас». Внутренний мир часиксуального современника больше всего напоминает анекдотический брежневский застой, устроенный себе самому. В роли пустоглазого инструктора из райкома, сообщающего о неопределенной продолжительности временных трудностях на пути к коммунизму – выступает сам часиксуалист. В роли слушателя, тоскующего в очереди за дефицитом – он же. Вернемся к масс-культуре. Главное требование, предъявляемое этими сослагательными героями к произведениям – убеждать их, что Час Икс еще не наступил. Ибо его функция вообще не в том, чтобы наступать на самом деле – но в том, обезболивать текущее состояние часиксуалистов. Поэтому потребляемое современными часиксуалистами произведение может – и даже должно – уверять зрителя и читателя, что Час Икс близится. Оно может и должно уверять его: когда Час Икс грянет – он не растеряется. Но ни в коем случае это произведение не должно говорить, что ему, зрителю и читателю, уже пора превращаться в действующего человека. Уже пора начать реализовывать свои принципы. Уже строить то будущее, которого он так ждет. Такое произведение, чего доброго, изменит его, перепашет и отрежет пути к отступлению – а это со стороны произведения было бы подло. Часиксуалист, если можно так выразиться – своего рода антифауст: он готов продать душу дьяволу, чтобы его мгновение стояло где стоит и не приближалось. Поэтому в книжках, песнях и фильмах, потребляемых им в диком количестве, мы наблюдаем одни и те же т.н. вечные сюжеты, в которые, чтоб не наскучило, упихивают все больше спецэффектов. Компании любопытных подростков пачками пожираются в заброшенных домах, пучеглазые забавные клерки находят свое счастье на южных пляжах, девушки глубоко за двадцать восемь попадают в бодрящие неприятности, чтобы на последней странице быть обнятыми необоснованно страстными шатенами. Во всем этом потоке есть один общий элемент: отсутствие прямого обращения к зрителю или читателю с каким-нибудь призывом. С читателем сегодня, как правило, вообще не разговаривают: ему показывают набор трюков, который по определению никуда не зовет. А поскольку других способов выйти из однообразия «вечносюжетности» нет – часикесуалисты, не желающие, чтобы их дергали, вполне дружно предпочитают скучать. И, разумеется, жаловаться на то, что искусство деградировало. В этой деградации они видят приближающийся Час Икс. По-своему замечателен тот факт, что они правы - ибо именно они тщательно стараются приблизить его всеми силами. |
Вся президентская рать...
Свобода слова по-американски
"Болотная площадь" в Берлине обычно вот такая.
ЮнКлоб: Достойное поведение Действительно глупые какие-то. Нормальные бы сняли гибель на телефон и выложили бы в интернет.
zeloone: Контрнаступление Новороссии Есть ли военные специалисты? Горожанин-из-Барнаула утверждает что на фото в заголовке китайский БТР yw-531-c....
ЮнКлоб: Оглушительный провал спецопе Запад старательно закрывает глаза на истинные причины падения самолета. Это может говорить только об одном, - курс на во
goijesi: Хабад как предвестник финала вернуть 5-ю графу в российский паспорт! За границей и в России я хочу быть русским!
goijesi: Лавину не остановить. скажи мне кто твой враг и я скажу - кто ты...